Гостем второго выпуска проекта #разговорыНЕпроИБ стал Максим Лагутин, основатель компании Б-152.
Смотреть на IGTV | Слушать в Яндекс.Музыка / ВКонтакте / Google Подкасты / Apple Подкасты
Смотрите запись интервью
Основной девиз Максима - когда ты двигаешься, ты всё равно стоишь на месте. А достигаешь чего-то только тогда, когда двигаешься быстрее.
С первого же курса начал работать, на третьем курсе зарегистрировал свое ИП и оказывал услуги ИТ-аутсорсинга небольшим компаниям, а на 4-м курсе решил заняться чем-то профильным, и заглянув в Wordstat, нащупал нишу персональных данных.
Из увлечений – пешие осмотры крупных городов, воркаут и ранние подъемы под пение жаворонков.
⌚ Таймкоды выпуска:
00:00 - Вступление
00:34 - Появление гостя
00:36 - Карьерный путь
04:42 - Студенческие будни
07:09 - О компании Б-152
11:07 - Какой ты руководитель?
19:59 - Развитие компании
25:44 - Атмосфера в компании
29:28 - Развитие отрасли в пандемию
34:55 - Увлечения
44:42 - Источники вдохновения
Приятного просмотра!
Полная расшифровка интервью:
Карьерный путь
- Расскажи сколько лет ты в информационной безопасности и как ты вообще здесь оказался?
- Это очень обычная история. До конца одиннадцатого класса я не знал, чем хочу заниматься. Абсолютно не знал, ничего не хотел. Я был твёрдый хорошист. Звёзд с неба не собирал, не интересно было, но и тройки себе не мог позволить. Всё-таки у меня отец - офицер, красный дипломник, мама тоже красная дипломница.
Я рассчитывал на университет недалеко от дома и хотел, чтобы он был связан с ИТ. И я поступил в Российский государственный университет туризма и сервиса на кафедру информационной безопасности.
С первого курса я совмещал работу с учёбой, потому что того, что давали родители, мне не хватало. На третьем курсе у меня появилось ИП. Я стал заниматься ИТ-аутсорсингом для небольших компаний.
На четвёртом курсе я понял, что нужно заниматься чем-то профильным. И стал гуглить, узнавать популярные запросы через сервис Яндекс Wordstat. Ввёл в поисковик “персональные данные”, смотрю - огромный тренд. Стал читать, смотреть и узнавать всё про эту сферу. Увидел, сколько компании за это платят, а там была цифра в миллион рублей. У меня глаза загорелись, доллары в зрачках. Подумал, что я озолочусь.
Б-152 - это?
- Что означает эта мифическая аббревиатура Б-152? Раскрой, пожалуйста, откуда взялось это название?
- В 2010-2011 годах была популярна стартаперская тема, она только зарождалась в России.
Это было модно, и мы стали делать стартап. Я искал идеи и ходил по форумам, после чего понял, что основная боль - это где взять документы. Всем нужны были документы, но неоткуда было их брать. И почти все рекомендовали документы, которые используются в гостайне. Выгружали оттуда.
Я понял, что если я сделаю какие-то другие шаблоны, то я смогу на этом заработать. Нашёл инвестора, своего партнёра Олега Михальского. И стали думать над названием. Долго думали, ничего путного не входило. И как-то раз мы пили с нашим дизайнером джин, и он сказал: “точно! Б-152!”. Это как смесь коктейлей и закона. 152 это и закон, и коктейль. И это сразу сработало, название отлично запоминается.
Естественно, у нас две легенды для клиентов. Одна реальная для тех, кто поближе. А для остальных: “Б” расшифровывается как безопасность, конечно.
- А какая дата рождения у компании?
- У нас есть две даты рождения. Неофициальная - это 2 октября 2010, а официальная 13 мая 2011 года.
- А что из себя сейчас компания представляет? Расскажи сколько человек в команде, кто за что отвечает?
- В совокупности сейчас 22 человека. Все фул-тайм. Мы больше как консалтинговая компания, чем компания продуктовая. Хотя сейчас мы пилим продукты, у нас осталась технологическая составляющая, поэтому мы сейчас потихоньку становимся продуктовой компанией больше, чем консалтинговой.
Консалтинг - это очень приятная вещь, к тебе приходят большие клиенты, и ты им помогаешь. Но именно ИТ - это будущее.
Какой ты руководитель?
- Как ты своей компанией управляешь? Какой ты руководитель?
- Несмотря на то, что я сын офицера, какой-то такой дисциплины у меня не было отродясь. Поэтому у меня чуть-чуть раздолбайский стиль.
Я максимально открытый, честный и ориентированный на работников. Если работник справляется, то я всегда пойду навстречу. Но если человек не идёт мне навстречу, мои просьбы не выполняет, то в ход идут эмоции.
В компании каждый сотрудник понимает, что мы делаем, и каждый знает, что входит в его обязанности. Даже если новый человек приходит, он очень быстро входит в коллектив и знает, что ему делать.
- Раз у тебя такой более демократичный подход, то бывает такое, что сотрудники немного злоупотребляют твоим доверием или ещё чем-то?
- Бывает. Я раньше давал шанс людям исправиться, помогал им. У меня есть пример, где человек реально лучше стал. Но чаще всего, если один аспект не понял, два не понял, то нужно менять сотрудника.
- Как, в целом, продвигаете компанию, чтобы о ней узнавали и клиенты, и будущие сотрудники?
- Мы давно на рынке и начали делиться контентом. Есть такая вещь, что ты не должен делиться какими-то знаниями, и для меня это было сложно в первое время. Я был жлобом знаний, в голове было: “я 10 лет сам обучался, шишки набивал, а вам это на халяву дать”. Но это уже прошло, и я с удовольствием делюсь информацией.
Плюс это стимулирует тебя. Когда ты двигаешься, ты всё равно стоишь на месте. Но когда ты быстрее двигаешься, только тогда чего-то достигаешь. Поэтому это как бы подстёгивает тебя. Моя задача - чтобы рынок развивался.
Развитие компании
- Скажи, на чём конкретно сейчас в большей степени сфокусирован? В чём твой фокус? Развитие задаёшь компании или наоборот внутри структурируешь?
- Первое на чём сейчас большой фокус - это наш продукт, система управления защитой персональных данных. Делаем первые пилоты среди международных и российских компаний. Причем, международные компании интересуются ей больше, чем российские.
Второе - это маркетинг. Мы сейчас перестраиваем его полностью. Смотрим на коллег и понимаем, что то, что мы делали, этого мало. То, чего мы добились - это просто за счёт нашего качества, опыта, имени, а не за счёт маркетинга.
Поэтому в этом году мы сильно усилим маркетинг. Это контент маркетинг, web, email. Но прежде всего это контент. Мы хотим много чего выпустить в этом году.
- В маркетинге ты сам разбираешься или ты больше полагаешься на свою команду или внешних ребят, которые в этом разбираются?
- Скажем так, я понимаю азы: могу и директ, и контекст, и рекламу в Фейсбук настроить, и видео сниму, и статью напишу. Большую компанию не построить, если ты всё будешь делать сам. Очень сложно делегировать, но это надо делать.
Атмосфера в компании
- Какая в целом у вас атмосфера царит? Вы какие-то внутренние свои мероприятия проводите? Более вы дружелюбные или наоборот? Какой-то у вас оупен спейс или наоборот все сидят по своим кабинетам?
- У нас примерно половина команды выведены фул-тайм на удалённой основе, остальная половина сидит в офисе. Рабочее помещение разделено на две зоны по специфике работы.
Сотрудники работают разных возрастов: от 22 лет до 55. Все очень разного возраста.
Мы стараемся периодически вместе куда-то выходить: минимум 2-3 раза в год. Стараемся какие-то активности вместе делать, приколы в офисе, постоянно смеёмся, общаемся, обсуждаем новости. У нас свободное общение, все говорят со всеми.
Увлечения
- Расскажи в двух словах о себе. Есть ли у тебя какие-то увлечения, что тебя вдохновляет вставать по утрам. Какой у тебя взгляд на мир?
- Я жаворонок и очень этим горжусь. Я люблю вставать рано, прям фанатею встать летом в пять утра, когда все спят. У меня окна выходят на восток и на запад. И каждое утро я вижу яркий рассвет вдалеке. Это отличное ощущение, что ты впереди всех. И я очень обожаю это чувство. Я не понимаю людей, которые спят до 12-ти. У меня самое продуктивное время - это первая половина дня. Так что я стараюсь максимум сделать именно в это время.
Я женат, если это кому-то интересно.
Я живу в ближайшем Подмосковье - так и не осел в Москве, хотя там жил. Считаю, что лучший способ куда-то добраться - это ехать на общественном транспорте. На электричке или метро лучше, чем на автомобиле.
Достаточно много времени трачу на английский. У меня есть маленькая мечта - я хочу зарабатывать много валютной выручки. У нас уже часть прихода, не огромная, но есть, в евро и долларах, но хочется больше. Я вот в школе не учил английский, потом начал учить. Очень жалею, меня все предупреждали: учи сейчас. А теперь много времени трачу, сил и денег, чтобы его выучить. Английский сильно упрощает всё, буквально всё. Ты можешь съездить на конференцию на иностранном, ты можешь прочитать любой материал на английском. Видео, статьи или просто общаться с иностранцами. Поэтому у меня в семье сейчас все учат английский: я, жена и сын пятилетний.
- Ты сказал, что у тебя во время карантина стало больше спорта. Что именно за спорт?
- Я много что попробовал: дзюдо, футбол, теннис, плавание. Но в итоге стал заниматься регби в школе. Занимался почти три года в школе, потом долго ничем не занимался, иногда только в зал ходил. А сейчас открыл для себя воркаут и понял, что это то, что мне было нужно. Полчаса - и ты весь взмыленный, потерял кучу калорий, размялся. И всё, можно дальше идти просиживать штаны дома.
Я очень люблю трекинг. То есть когда ты идёшь в горы, в леса на большое расстояние. Когда мы с женой куда-то едем, то каждый день по 15-20 км проходим.
- А вообще путешествовать любишь? Часто ли выбираешься куда-то в другие города, страны?
- За это отвечает у меня жена. Я из тех, кто говорит: “мне хорошо дома”. Мне не скучно дома, мне не скучно с самим собой.
Тем не менее, мы стараемся 4-6 раз в год куда-то выезжать за рубеж. Я не люблю длинные поездки, я их ненавижу. Я так люблю свою работу, что помню, когда мы отдыхали в Турции, я прям мечтал, скорей бы на работу, у меня столько идей, столько энергии. Нам понравился формат путешествий в 3-4 дня. Мы всё быстро обходим, но максимально сконцентрировано.
Последнее, где мы были это Лондон. Мы прям влюбились в него. Были там впервые и рекомендую - это чудесно. Мы весь центр обошли вдоль и поперёк за 3 дня. Это очень классный, крутой город. У меня поменялся мир после него.
- А в России много где бывал?
- В России не много где, но много где ещё хочу. Есть желания, направления, и они все на востоке: Алтай, Камчатка, Байкал. Я бы там хотел побывать. Летом там хороший трекинг и рыбалка.
Я был на конференциях во многих городах: Мурманск, Карелия, Новосибирск, Екатеринбург, Томск, Сочи, Краснодар, Ульяновск, Ростов, Владимир, Воронеж, Волгоград. То есть опять же не так, чтобы много, но и не сидел в одном городе.
- Как ты к адреналину относишься? Часто ли в твоей жизни бывают такие ситуации, где присутствует адреналин? Или ты наоборот стараешься, чтобы не было ничего такого щекочущего нервы?
- Если брать спортивный адреналин, то меня как-то не торкает он. Не вызывает такого “ВАУ, сейчас покатаюсь на сноуборде, сейчас получу дозу”, ну вот нет.
Мне подарили на день рождение прыжок с каната в SkyPark в Сочи, джампинг называется. Я так и не пошёл, так и не прыгнул.
Мне нравятся, например, пейнтбол, но не постоянно этим заниматься. Постоянно я занимаюсь только фитнесом. Я довольно эмоциональный человек, но в жизни мне хватает эмоций.
Источники вдохновения
- Поделись интересными ресурсами, которые лично для тебя стали шагом на новый уровень. Это могут быть фильмы или книги, которые в профессиональном и личностном росте помогли тебе. Что бы ты порекомендовал тем, кто нас смотрит?
- Честно признаюсь, я не так много читаю профессиональной литературы. Но рекомендую прочитать две книги: “Sapiens. Краткая история человечества” и “Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня”. Я думаю, их многие читали. Они очень классно причинно-следственную связь всего объясняют. Того, что было, как это влияло и того, что будет.